Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Утвержден национальный стандарт РФ, определяющий общие требования к системе-112

В Российской Федерации впервые принят национальный стандарт ГОСТ Р 22.7.03-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Общие требования», разработанный во ВНИИ ГОЧС МЧС России. Документ вступит в действие 1 февраля 2022 года.

Новый ГОСТ подготовлен по результатам проведенных научных исследований с учетом накопленного опыта создания и эксплуатации системы в субъектах России, анализа применяемых отечественных федеральных, региональных и ведомственных норм. Основу стандарта составили методические рекомендации МЧС России «О развитии, организации эксплуатации и контроля функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», разработанные ВНИИ ГОЧС в 2018 году.

Утвержденный национальный стандарт устанавливает основные параметры российской системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе порядок ее организации и функционирования, состав ее объектов и оборудования, порядок приема и обработки вызовов. Кроме того, в документе изложены требования к обеспечению информационной безопасности и информационному взаимодействию.

 ГОСТ содержит рекомендации по численности и квалификации персонала системы-112. Он также подчеркивает целесообразность подписания соглашений об информационном взаимодействии системы-112 с дежурными диспетчерскими службами и необходимость проведения испытаний для проверки взаимодействия с региональными подсистемами-112 соседних субъектов Российской Федерации, а также с «ЭРА-ГЛОНАСС»*.

«Утвержденный стандарт носит рекомендательный характер, но, безусловно, его применение позволит повысить качество работы системы-112, ведь в нем использован многолетний опыт регионов, в которых она уже успешно внедрена. То, что проверено практикой и нормативно закреплено, дает гарантию эффективности и надежности функционирования системы вызова оперативных служб. При выполнении установленных требований возрастет уровень взаимодействия оператора-112 и служб оперативного реагирования. Это значит, что у пострадавших в чрезвычайной ситуации повышается шанс получить намного быстрее помощь именно тех специалистов, которые требуются», — комментирует новый стандарт начальник института Максим Бедило.

Одна из важных частей ГОСТа — рекомендуемые 12 параметров времени приема, обработки и передачи вызовов.

В соответствии со стандартом среднее время, которое отводится на опрос обратившегося по номеру «112» и идентификации ситуации, составляет 75 секунд. В случае, если звонок внезапно прервался, оператор должен в течение 10 секунд перезвонить, используя функцию автодозвона, как минимум 3 раза. Максимальное время, в течение которого с момента установления соединения оператор-112 должен ожидать ответа абонента при обратном дозвоне, — одна минута.

Также стандарт определяет время для оповещения дежурных диспетчерских служб о происшествии (01, 02, 03, 04 и других) — от момента начала разговора с обратившимся и заполнения унифицированной карточки информационного обмена до ее отправки диспетчерам необходимых оперативных служб, которые в течение полминуты должны подтвердить факт приема сообщения.

«Система-112 работает по принципу «одного окна». Это значит, что оператор-112, получив и зарегистрировав сообщение с просьбой о помощи, одновременно направляет его сразу в несколько служб, реагирование которых требуется в конкретной ситуации. Стандарт определяет, что вызов снимается с контроля только после того, как задействованные дежурные диспетчерские службы сообщат о завершении реагирования. Именно поэтому каждый человек может быть уверен, что его звонок не останется без внимания», — поясняет Максим Бедило.

Работа над стандартом проводилась в соответствии с Перспективной программой стандартизации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2020-2025 гг., утвержденной Росстандартом и МЧС России.

Национальный стандарт утвержден Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) 13 сентября 2021 года. Ознакомиться с ним можно на сайте агентства.

 

*«ЭРА-ГЛОНАСС» — российская государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях. Обеспечивает оперативное получение информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, ее обработку, хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц.