Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России

Федеральный центр науки и высоких технологий

Впервые ГОСТ устанавливает требования к стационарным пунктам временного размещения населения

1 декабря 2022 года вступил в силу ГОСТ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Стационарные пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации. Общие требования. Приемка в эксплуатацию», разработанный учеными ВНИИ ГОЧС и утвержденный в марте этого года Росстандартом.

Национальный стандарт впервые устанавливает общие требования к организации и работе пунктов временного размещения (далее – ПВР*) для пострадавшего населения, развернутых на базе объектов капитального строительства, а также порядок их приемки в эксплуатацию. Требования стандарта не распространяется на ПВР, разворачиваемые на базе каркасных палаток, мобильных зданий и сооружений.

Актуальность разработки данного ГОСТа на государственном уровне обусловлена отсутствием документов по стандартизации, регламентирующих требования к ПВР. Кроме того, крайне важно обеспечить эффективное комплексное первоочередное жизнеобеспечение граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с рекомендациями стандарта ПВР разворачиваются вне зоны ЧС на объектах капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания населения и для размещения административных учреждений и общественных организаций. Это могут быть, в том числе, дома отдыха, санатории, учебные заведения. Выбор общественных объектов капитального строительства для размещения в них ПВР должен осуществляться заблаговременно с учетом их конструктивных характеристик, природных особенностей территорий и степени опасности для населения последствий возможных в конкретном регионе ЧС.

В стандарте определены требования к организации ПВР, касающиеся более 10 направлений обеспечения жизнедеятельности пострадавших граждан. Прежде всего, это требования к архитектурно-планировочным и конструктивным решениям объектов капитального строительства, внутренней отделке помещений, их оборудованию и оснащению.

Также документ содержит требования к устройству и эксплуатации систем отопления и вентиляции, водоснабжения, канализации и освещения помещений, к их содержанию, а также к организационно-штатной структуре административного и обслуживающего персонала пункта. Конструктивное исполнение объекта капитального строительства должно обеспечивать безопасные условия для проживания и пребывания человека. Это касается качества воздуха и воды, используемой для питья и хозяйственно-бытовых нужд, солнцезащиты, естественного и искусственного освещение помещений, защита от шума, регулирования влажности на поверхности и внутри строительных конструкций. Под контролем должны быть микроклимат помещений, уровень напряженности электромагнитного поля и уровень ионизирующего излучения в помещениях.

 

Кроме этого, стандарт определяет требования безопасности для проживающих. Одно из них в том, что территория пункта должна быть огорожена и обеспечена охраной в соответствии с требованиями органов внутренних дел Российской Федерации. Вход и выход на территорию должны осуществляться только через контрольно-пропускной пункт.

ПВР должен быть оборудован системами оповещения, пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения и соответствовать Правилам противопожарного режима в Российской Федерации. Все прибывающие должны быть ознакомлены с мерами пожарной безопасности. ГОСТ устанавливает, что один раз в неделю для отработки действий при пожаре по эвакуации пострадавших и персонала ПВР организуются тренировки по сигналу «Учебная пожарная тревога».

С целью соблюдения требований пожарной безопасности на территории, на объектах капитального строительства для размещения ПВР, и принятия неотложных мер по тушению пожара в начальной стадии (до 2 м2) до прибытия подразделений противопожарной службы в установленном порядке разрабатывается план эвакуации при пожаре и пожарный расчет ПВР. В состав пожарного расчета включаются подготовленные лица из состава персонала пункта. Информация о пожарном расчете вместе с инструкцией по требованиям пожарной безопасности и планом эвакуации ПВР вывешивается на стенде в общедоступном месте.

ГОСТ предусматривает наличие в ПВР условий для населения с ограниченными возможностями передвижения. Конструктивные особенности объектов капитального строительства должны обеспечивать их доступность для таких людей. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться их услугами.

На объектах капитального строительства для размещения ПВР не должно возникать вредных физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий на человека. Объекты капитального строительства и прилегающая к ним территория должны быть благоустроены таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации не возникало угрозы наступления несчастных случаев и нанесения травм людям в результате скольжения, падения, столкновения, ожога, поражения электрическим током, а также вследствие взрыва.

Организационно-штатная структура конкретного ПВР определяется в зависимости от его вместимости. Но ГОСТ предусматривает типовую организационно-штатную структуру административного и обслуживающего персонала: начальник пункта временного размещения населения, его помощники по материальному и техническому обеспечению, комендантская, продовольственная, медицинская, вещевая, коммунально-эксплуатационная, инженерная, автотехническая службы, службы связи и паспортного режима. Всего порядка 28-30 человек.

При развертывании ПВР необходимо учитывать, что срок проживания пострадавшего населения в нем определен не более 6 месяцев. Эвакуированное население обеспечивается жильем из расчета 6 м2 на человека.

Предусматривается, что пострадавшее население должно обеспечиваться индивидуальными комплектами посуды для приема горячей пищи (миска, ложка, кружка).

ГОСТ определяет, когда и какие административно-технологические зоны должны работать. При нахождении в ПВР до 125 человек работают: контрольно-пропускной пункт (КПП), административная (управление ПВР, оповещение, паспортный режим, учет, регистрация), жилая, санитарно-гигиеническая зоны, а также зоны приготовления и приема пищи, хранения продуктов. Должен находиться комплект противопожарных средств, проводиться сбор, хранение и вывоз твердых бытовых отходов. Организовывается стоянка автотранспорта и работа медпункта, который включает в себя, как правило, три отдельных блока: приема и осмотра больных, изолятор легочной инфекции, изолятор кишечной инфекции из расчета 3 койки на 100 человек.

Если в ПВР пребывает более 250 человек, дополнительно начинают работать зоны информационно-психологической поддержки, хранения имущества и предметов первой необходимости.

Когда пункт принимает свыше 500 человек, открывается детский центр обучения и досуга, а также зона бытового обслуживания, где должны обеспечиваться условия для мелкого ремонта одежды и обуви, парикмахерских услуг, стирки личных вещей пострадавшего населения.

Ранее, в июне 2021 г., вступил в силу разработанный впервые учеными ВНИИ ГОЧС ГОСТ, устанавливающий общие требования, порядок применения, эксплуатации и правила приемки в эксплуатацию ПВР на базе каркасных и пневмокаркасных палаток, зданий и мобильных сооружений (ГОСТ Р 22.3.18-2021 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пункты временного размещения населения, пострадавшего в чрезвычайной ситуации. Общие требования. Приемка в эксплуатацию»). Работа над перечисленными стандартами велась в рамках Программы национальной стандартизации Российской Федерации на 2020 год.

 

*ПВР – пункт временного размещения предназначен для приема, временного размещения, учета и первоочередного жизнеобеспечения населения, отселенного (эвакуированного) из зоны ЧС или вероятной ЧС

Фото из открытых источников