31.01.2023
Стандарт впервые определяет общие требования к кодификации, маркировке и идентификации карты спасения всех транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации. Карта спасения — это формализованная схема автомобиля, на которой должна быть указана необходимая информация для участников ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, в том числе по безопасной деблокировке пострадавших.
Ее наличие в каждом автомобиле позволит спасателям и пожарным, а также сотрудникам иных спасательных служб избежать возможных рисков при работе с аварийными транспортными средствами, работающими на различных источниках энергии, и повысить личную безопасность спасателей. Это также станет залогом повышения оперативности и эффективности оказываемой помощи пострадавшим и безопасности проведения аварийно-спасательных работ в целом.
На картах спасения в разных проекциях с помощью символов и знаков будут указаны, например, места усиления кузова, рекомендованные области его вскрытия и резки, расположение и количество топливных баков и аккумуляторных батарей, газогенераторов, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности, блоков управления и другая информация, необходимая для аварийных служб.
В настоящее время Техническим комитетом по стандартизации «Дорожный транспорт» (ТК 056), действующим на базе ФГУП «НАМИ», в соответствии с «Планом национальной стандартизации» проводится работа по созданию четырёх межгосударственных стандартов. Они определят требования к шаблонам, схемам, обозначениям, символам и знакам, изображаемым на картах спасения. Эти стандарты будут касаться различных видов транспортных средств. Экспертами ведется работа по формированию окончательных редакций. Национальные стандарты планируется утвердить в 2024 году.
«По сути, вступающий в силу ГОСТ пока ничего не меняет для производителей. Он носит рамочный характер. Но вопрос о картах спасения в нашей стране должен стать привычным делом, как, например, это происходит за рубежом. Мы к этому придем, но нужно время. Для начала надо, чтобы все, включая автопроизводителей и участников ликвидации последствий ДТП, приняли и осознали необходимость карт спасения. Следующий шаг в рамках развития этого вопроса – создание единых требований к маркировке и кодификации идентификации транспортных средств. Планируем работать параллельно с экспертами ФГУП «НАМИ», которые разрабатывают стандарты, касающиеся транспортных средств различной грузоподъемности, а также работающих на различных видах топлива, в том числе электромобилей», — уточняет заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.
На основе карт спасения предстоит создать рекомендуемые технологические карты по деблокировке пострадавших из аварийных автомобилей, учитывающие технические характеристики используемого экстренными аварийными службами или пожарно-спасательными подразделениями гидравлического аварийно-спасательного инструмента. В перспективе – также создание информационной базы по картам спасения всех транспортных средств.
Во ВНИИ ГОЧС уверены, что наличие карты спасения автомобильного транспортного средства повысит не только его рейтинг по безопасности, но и конкурентоспособность производителя.
Проект карт спасения будет реализовываться в интересах не только МЧС России, но и МВД, Минздрава, Минтранса, Минпромторга России, субъектов Российской Федерации, а также производителей автомобилей, органов управления Евразийского экономического союза, Российского союза автостраховщиков, автомобильных сообществ и клубов, волонтерских и добровольческих организаций.
Статья из журнала МЧС России "Гражданская защита", №10, 2021
Вступает в силу национальный стандарт по картам спасения
1 февраля 2023 года на территории Российской Федерации вступает в действие национальный стандарт ГОСТ Р 22.8.12-2022 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Карта спасения для транспортного средства. Общие требования к кодификации, маркировке и идентификации», разработанный ВНИИ ГОЧС МЧС России. Его применение является добровольным.Стандарт впервые определяет общие требования к кодификации, маркировке и идентификации карты спасения всех транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации. Карта спасения — это формализованная схема автомобиля, на которой должна быть указана необходимая информация для участников ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия, в том числе по безопасной деблокировке пострадавших.
Ее наличие в каждом автомобиле позволит спасателям и пожарным, а также сотрудникам иных спасательных служб избежать возможных рисков при работе с аварийными транспортными средствами, работающими на различных источниках энергии, и повысить личную безопасность спасателей. Это также станет залогом повышения оперативности и эффективности оказываемой помощи пострадавшим и безопасности проведения аварийно-спасательных работ в целом.
На картах спасения в разных проекциях с помощью символов и знаков будут указаны, например, места усиления кузова, рекомендованные области его вскрытия и резки, расположение и количество топливных баков и аккумуляторных батарей, газогенераторов, подушек безопасности, преднатяжителей ремней безопасности, блоков управления и другая информация, необходимая для аварийных служб.
В настоящее время Техническим комитетом по стандартизации «Дорожный транспорт» (ТК 056), действующим на базе ФГУП «НАМИ», в соответствии с «Планом национальной стандартизации» проводится работа по созданию четырёх межгосударственных стандартов. Они определят требования к шаблонам, схемам, обозначениям, символам и знакам, изображаемым на картах спасения. Эти стандарты будут касаться различных видов транспортных средств. Экспертами ведется работа по формированию окончательных редакций. Национальные стандарты планируется утвердить в 2024 году.
«По сути, вступающий в силу ГОСТ пока ничего не меняет для производителей. Он носит рамочный характер. Но вопрос о картах спасения в нашей стране должен стать привычным делом, как, например, это происходит за рубежом. Мы к этому придем, но нужно время. Для начала надо, чтобы все, включая автопроизводителей и участников ликвидации последствий ДТП, приняли и осознали необходимость карт спасения. Следующий шаг в рамках развития этого вопроса – создание единых требований к маркировке и кодификации идентификации транспортных средств. Планируем работать параллельно с экспертами ФГУП «НАМИ», которые разрабатывают стандарты, касающиеся транспортных средств различной грузоподъемности, а также работающих на различных видах топлива, в том числе электромобилей», — уточняет заместитель начальника ВНИИ ГОЧС Владимир Мошков.
На основе карт спасения предстоит создать рекомендуемые технологические карты по деблокировке пострадавших из аварийных автомобилей, учитывающие технические характеристики используемого экстренными аварийными службами или пожарно-спасательными подразделениями гидравлического аварийно-спасательного инструмента. В перспективе – также создание информационной базы по картам спасения всех транспортных средств.
Во ВНИИ ГОЧС уверены, что наличие карты спасения автомобильного транспортного средства повысит не только его рейтинг по безопасности, но и конкурентоспособность производителя.
Проект карт спасения будет реализовываться в интересах не только МЧС России, но и МВД, Минздрава, Минтранса, Минпромторга России, субъектов Российской Федерации, а также производителей автомобилей, органов управления Евразийского экономического союза, Российского союза автостраховщиков, автомобильных сообществ и клубов, волонтерских и добровольческих организаций.
Статья из журнала МЧС России "Гражданская защита", №10, 2021